В 1984 году Постел и Рейнольдс в RFC-920 предложили организовать верхний уровень иерархии доменных имен следующим образом: создать 5 доменов верхнего уровня общего назначения (gTLD), двухбуквенные национальные домены верхнего уровня (ccTLD) и домены больших организаций (multiorganization). При этом каждый из gTLD предполагалось сделать тематическим:
EDU для образовательных учреждений;
GOV для правительственных организаций США;
MIL для военных организаций США;
COM для коммерческих организаций;
ORG для некоммерческих организаций либо организаций, не попадающих в другие категории.
Однако доменов общего назначения было введено не 5, а 8. К вышеперечисленным добавили домен INT (для международных организаций), домен NET (для всех, кто связан с развитием сетей и телекоммуникационных технологий) и домен ARPA - на время, необходимое для внедрения системы доменных имен. Домен ARPA оказался совсем не временным явлением, а постоянным: в нем и сейчас "живут" обратные зоны.
Самым популярным доменом оказался домен COM. Его популярность определили несколько факторов:
либеральность и технические возможности InterNIC, на который была возложена обязанность ведения реестров gTLD;
появление технологии World Wide Web в 1990 году, основными пользователями которой оказались бизнесмены;
изначальное доминирование в Интернете американских информационных ресурсов и американских пользователей;
особенности политики регистрации новых доменов в национальных доменных зонах, где были введены различные ограничения.
Наиболее показательным временем роста популярности домена COM являются 90-е годы прошлого столетия. За пять лет, с 1993 по 1997 годы, количество доменов, зарегистрированных в зоне COM, выросло более чем в 1000 раз (таб. 1).
Таблица 1. Количество зарегистрированных доменных имен второго уровня в доменах верхнего уровня COM, EDU, ORG, NET, 1993-1997 гг.1
Домен верхнего уровня(gTLD)
Март 1993
Январь 1994
Январь 1995
Февраль 1996
Январь 1997
.COM
.EDU
.ORG
.NET
600
1100
500
200
11000
1400
1100
400
30000
2000
3000
2000
232000
2000
17000
11000
796000
3000
53000
44000
Дальнейшее развитие домена COM происходило вместе с развитием интернет-бизнеса. Бурный рост в период с 1998 по 2001 годы сменился замедлением в 2002 году, спадом в 2003 году и возобновлением роста регистраций в начале 2004 года.
Рис.1. Изменение количества регистраций в домене COM за период 1998-2005 гг.
"Стартовый рывок" домена COM в 90-ых (см. таб.1) и последующая коммерциализация Интернета предопределили его доминирующее положение среди прочих gTLD. Согласно данным компании VeriSign, оператора реестра этой зоны, на июль 2005 года на долю домена COM приходилось 46% всех зарегистрированных в gTLD доменных имен. Далее следует группа национальных доменов (ccTLD), на долю которых приходится 37%; в зоне NET зарегистрировано около 7% от общего числа доменных имен. Доменные имена в зонах ORG, BIZ, INFO и NAME составляют 11% от общего числа. При этом за первые два квартала 2005 года рост количества зарегистрированных доменов в зоне COM составил 26% от уровня конца 2004 года. Быстрее среди gTLD растет только домен NAME (88%).
Новые регистрации в зонах COM и NET во втором квартале 2005 года составили 4,2 миллиона доменных имен, что на 39% больше, чем за тот же период 2004 года. Перерегистрация удаляемых доменов в зонах COM и NET достигла 75% во втором квартале 2005 года.
Согласно данным, приведенным в отчете "Дорожные указатели в Киберпространстве: Система Доменных Имен и Навигация в Интернете"2, интернет-пользователи при просмотре веб-сайтов чаще всего прибегают к помощи закладок или прямому вводу имен сайтов (65,5%), затем к помощи поисковых систем (13,4%), а только потом уже обращались к каталогам, контекстным гипертекстовым ссылкам и прочим средствам навигации.
Наиболее эффективным средством привлечения новых пользователей на веб-сайты являются поисковые машины. Более 50% пользователей Интернета ими пользуются ежедневно3. Самой популярной поисковой машиной в настоящий момент является Google. Доля поисковых запросов Google составляет 59,2% среди всех поисковых запросов4.
Особенность алгоритмов ранжирования результатов поиска Google и стала основным предметом исследований в рамках поисковой оптимизации (Search Engine Optimization). Выявленная возможность частичного управления ранжированием результатов поиска привела к всплеску активности на рынке регистрации доменных имен.
Деятельность "оптимизаторов" вызвала ответную реакцию поисковых систем. Любопытно, что они не бросились всеми правдами и неправдами душить "оптимизаторов", а предложили владельцам сайтов поучаствовать в своих партнерских программах на принципах PPC (Pay Per Click).
Google первым вывел на рынок свой продукт AdSence, затем появился Content Match от Yahoo! и последней (в августе 2005 года) запустила в тестовую эксплуатацию платформу adCenter компания Microsoft. Все эти решения позволяют владельцу сайта размещать на его страницах блок рекламных ссылок. Ссылки таргетируются по контексту (определяется контентом сайта), ключевым словам (выбираются владельцем сайта), географии, демографии и т.п. За каждый переход посетителя по такой ссылке владелец сайта получает соответствующее вознаграждение.
В целом, если в 2004 году рынок новых регистраций и перерегистраций доменов с целью рекламы оценивался в $2,6 млрд, то к 2009 году (по оценкам специалистов Jupiter Research) он должен вырасти до $5,5 млрд. Таким образом, потенциал роста количества регистраций далеко не исчерпан.
1 Zooknic.com
2 Signposts in Cyberspace: The Domain Name System and Internet Navigation (2005). National Academies Press, Computer Science and Telecommunications Board.
3 eMarketer. What Are You Searching For? eMarketer Daily, June 24, 2005
4 Hitwise.com. Google`s domination of internet serch growth but Yahoo! dominates local search. 08/10/2005