Синтаксис.
Perl программа (скрипт) состоит из
последовательности деклараций и
предложений. Единственно что
должно быть обязательно
декларировано, это форматы отчетов
и подпрограммы (функции). Все
необъявленные переменные, массивы
имеют значение 0 или null.
Декларации
(объявления).
Perl имеет свободный формат.
Комментарии начинаются с символа '#'
и продолжаются до конца строки.
Декларации могут использоваться в
любом месте программы так же как и
предложения (statements), но действуют
они только в фазе компиляции
программы. Обычно их помещают или в
начале или в конце программы.
Декларация подпрограмм позволяет
использовать имя подпрограммы как
списковый оператор, начиная с
момента декларирования.
Пример:
sub test; # Декларация подпрограммы test
$var1 = test $0; # Использование как оператора списка.
Декларации подпрограмм могут
быть загружены из отдельного файла
предложением require или загружены и
импортированы в текущую область
имен предложением use. Подробно см.
главу Модули.
Простое предложение.
Простое предложение обязательно
заканчивается символом ';' если
только это не последнее
предложение в блоке где ';' можно
опустить. Заметьте, что существуют
операторы такие как eval{} и do{},
которые выглядят как сложные
предложения, но на самом деле это
термы и требуют обязательного
указания конца предложения.
Любое простое предложение может
содержать single модификатор перед ';'.
Существуют следующие single
модификаторы:
if EXPR
unless EXPR
while EXPR
until EXPR
где EXPR - выражение, возвращающее
логическое значение true или false.
Модификаторы while и until вычисляются в
начале предложения кроме блока do,
который выполняется первым.
if EXPR- Модификатор "если".
Предложение выполняется, если EXPR
возвращает true.
Пример:
$var = 1;
$var2 = 3 if $var > 0; # Результат: $var2 = 3
while EXPR - Модификатор
"пока". Предложение
выполняется пока EXPR = true
Пример:
$var = 1;
print $var++ while $var < 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1234
until EXPR- Модификатор "до ".
Предложение выполняется до тех пор
пока EXPR = false
Пример:
$var = 1;
print $var++ until $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 12345
unless EXPR - Модификатор "если
не" . Обратный к if. Выражение
выполняется если EXPR = false.
Пример:
$var = 1;
print $var++ unless $var > 5; # Печать $var с инкрементом
Результат: 1
Сложные предложения.
Последовательность простых
предложений, ограниченная
функциональными ограничителями,
называется блоком. В Perl это может
быть целый файл,
последовательность предложений в
операторе eval{} или чаще всего это
множество простых предложений,
ограниченных круглыми скобками '{}'.
Существуют следующие виды
сложных предложений:
Обратите внимание, что сложные
предложения описаны в термах
блоков, а не предложений, как в
языках C или Pascal. Поэтому необходимо
всегда использовать круглые скобки
для обозначения блока.
if (EXPR) BLOCK -
Вычисляется логическое выражение
EXPR и если true блок выполняется.
Пример:
$var =1;
if ($var == 1)
{ print $var,"\n";
}
Результат: 1
if (EXPR) BLOCK else BLOCK2 - Если
EXPR=true выполняется BLOCK иначе BLOCK2.
Пример:
$var =2;
if ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "\$var не равно 1\n";
}
Результат: $var не равно 1
if (EXPR1) BLOCK1 elsif (EXPR2) BLOCK2 ...
else BLOCK - Если EXPR1=true выполняется
BLOCK1 иначе если EXPR2=true выполняется
BLOCK2 иначе ... иначе BLOCK.
Пример:
$var = 1;
if ($var == 0)
{ print "\$var = 0\n";
}
elsif ($var == 1)
{ print "\$var = 1\n";
}
else
{ print "Не известное \$var\n";
}
Результат: $var = 1
Цикл While
Цикл while выполняет BLOCK до тех пор
пока EXPR = true. Метка LABEL не
обязательна и состоит из
идентификатора, завершающегося
символом ':'. Метка необходима при
использовании внутри блока цикла
управляющих операторов next, last и redo.
Если метка все же отсутствует, то
эти операторы ссылаются к началу
ближайшего цикла. Блок после continue
выполняется всегда перед тем как
вычисляется логическое выражение
EXPR. Это подобно EXPR3 в предложении for,
поэтому в этом блоке удобно
изменять счетчики и флаги цикла
даже если применяется оператор next.
Операторы управления
циклом.
next - подобен continue в С.
Переходит к началу текущего цикла
т.е. повторяет итерацию.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
next M1 if $i < 3; # Переходим в начало если $i < 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue
{
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 1 2 4 6
last - подобен
оператору break в языке С. Немедленно
прерывает цикл. Блок continue
пропускается.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
last M1 if $i > 3; # Выход из цикла если $i > 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 4
redo - начать новый цикл
не вычисляя EXPR и не выполняя continue
блок.
Пример:
M1:
while ($i < 6)
{
++$i; # Увеличиваем счетчик на 1
redo M1 if $i == 3; # Далее пропустить для $i = 3
++$i; # иначе увеличиваем счетчик еще раз на 1
}
continue {
print "$i "; # Печатаем $i
}
Результат: 2 5 7
Цикл for.
LABEL for (EXPR1; EXPR2; EXPR3) BLOCK
Оператор for полностью аналогичен
оператору for в С. В перед началом
цикла выполняется EXPR1, если EXPR2 = true
выполняется блок, затем
выполняется EXPR3.
Пример:
for ($i = 2; $i < 5; ++$i)
{
print $i, " ";
}
print "\nПосле цикла i = $i\n";
Результат:
Цикл foreach.
LABEL foreach VAR (LIST) BLOCK
Переменной VAR присваивается
поочередно каждый элемент списка
LIST и выполняется блок. Если VAR
опущено, то элементы присваиваются
встроенной переменной $_. Если в
теле блока изменять значение VAR то
это вызовет изменение и элементов
списка т.к. VAR фактически указывает
на текущий элемент списка. Вместо
слова foreach можно писать просто for -
это слова синонимы.
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
print $i," "; # Печать $i
}
Результат: январь февраль март
Пример:
@месяц = ("январь","февраль","март"); # Создали массив
foreach $i (@месяц)
{
$i = uc($i); # Перевели в верхний регистр
}
print @месяц;
Результат: ЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТ
Пример:
for $i (3,5,7)
{
print "$i ";
}
Результат: 3 5 7
Блоки и оператор switch.
Блок не зависимо от того имеет он
метку или нет семантически
представляет собой цикл который
выполняется один раз. Поэтому
действие операторов цикла next, last, redo
- аналогично описанному выше. Блоки
удобны для построения switch
(переключатель) структур. В Perl нет
специального оператора switch
подобного языку С поэтому вы сами
можете создавать удобные для вас
конструкции. Опыт автора
показывает что для простоты
написания лучше всего подходит
конструкция вида if ... elsif ... else ...
хотя можно сочинить и нечто
подобное:
SWITCH:
{
if ($i ==1 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==2 ) { .....; last SWITCH; }
if ($i ==3 ) { .....; last SWITCH; }
$default = 13;
}
Выбирайте сами по своему вкусу.
Оператор goto.
В Perl существует оператор goto хотя
где , как и когда его применять как
говорил Ходжа Насреддин "Тонкий
философский вопрос". Для
начинающих программистов которым
от так "нужен" я бы вообще
посоветовал "забыть" о его
существовании. Однако при создании
больших производственных задач на
последнем этапе особенно при
отработке "отвальных"
ошибочных ситуаций конечно goto
нужен.
В Perl реализовано три формы goto. goto -
метка, goto - выражение и goto -
подпрограмма.
goto |
метка выполняет
непосредственный переход на
указанную метку. |
goto - выражение |
Вычисляет имя метки и
делает соответствующий
переход. Например если мы хотим
сделать переход на одну из трех
меток "M1:", "M2:" или
"M3:" в зависимости от
значений переменной $i равной 0,
1 или 2 то это лучше сделать
следующим образом:
goto ("M1", "M2", "M3")[$i];
здесь $i используется как
индекс массива указанного
непосредственно в выражении.
|
goto подпрограмма |
довольно редкий
случай т.к. всегда проще и
надежней вызвать подпрограмму
"естественным" образом. |
POD операторы.
Документирование программ.
В Perl реализован очень удобный
механизм для написания
документации в момент создания
программы. Для этого применяются
специальные POD операторы. Если в
теле программы интерпретатор
встречает оператор начинающийся с
символа '=' например:
= head Набор стандартных процедур
то пропускается все до слова '=cut'.
Это удобно для включения длинных на
несколько строк или страниц
комментариев. Затем с помощью
специальной программы pod можно
отделить текст документации от
текста программы.
[Назад]
[Содержание]
[Вперед]
Если Вы не нашли что искали, то рекомендую воспользоваться поиском по сайту:
|